
Если брать XGN15-12, многие сразу думают про китайские аналоги, но тут есть тонкость – не все понимают, что даже в рамках одного стандарта бывают критические отличия по сборке шинных мостов. У нас в ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент с 2019 года как раз шлифовали эту схему под северные ПС.
Работая с подстанциями под Волгоградом, видел, как местные энергетики упорно цепляются за этот тип ячеек. Причина не только в цене – тут важна ремонтопригодность 'в поле'. Например, наши отходящая ячейка высокого напряжения версии 2022 года имела усиленные контакты на разъединителях, потому что зимой 2021-го были жалобы на обледенение токоведущих частей.
Кстати, про основная страна покупателя – Россия действительно берет 60% нашего экспорта по XGN15, но не потому что дешево. Просто мы успели адаптировать конструкцию под их ГОСТ еще до сертификации. Помню, как переделывали систему блокировок трижды после тестов в Новосибирске.
Ошибка многих поставщиков – ставить одинаковые дугогасящие камеры для всех регионов. В Красноярском крае, где частые коммутационные перенапряжения, мы ставим камеры с дополнительным демпфером, хотя по ТУ это не требуется.
На нашем сайте https://www.tonghao-electric.ru не зря вынесены чертежи монтажных пластин – это как раз тот нюанс, который отличает готовое решение от 'полуфабриката'. В 2020 году мы поставили партию в Якутск, и там выяснилось, что стандартные крепления не подходят для сейсмических плит местной подстанции.
При разработке высокого напряжения xgn15-12 мы изначально закладываем запас по изоляции 15%, хотя стандарт требует 10%. Это не рекламный ход – после случая в Кемерово, где из-за влажности пробило главную цепь, мы пересмотрели подход. Теперь все изоляторы проходят дополнительную обработку перед отправкой.
Многие спрашивают про совместимость с российскими РЗА. Наша последняя модификация XGN15-12кв-Z (зимняя) имеет расширенный отсек для реле ЭПРИ-М, хотя изначально проектировалась под микропроцессорные терминалы. Это компромисс, но он работает – в прошлом месяце как раз поставили 12 таких ячеек в Тюмень.
Самая частая проблема – неправильная центровка при установке выкатного элемента. Видел как в Липецке монтировками 'забивали' тележку на место, после чего выходили из строя направляющие ролики. Мы теперь на сайте в разделе документации выложили видео с тонкостями юстировки.
Еще момент – заземление. Некоторые монтажники экономят на шине заземления, хотя для xgn15-12кв критично сечение не менее 40×4 мм. Была история в Перми, где из-за этого выгорел контроллер положения разъединителя.
Термоконтроль – отдельная тема. Стандартные термопасты не всегда работают при -45°C, поэтому мы комплектуем ячейки для северных регионов составами на основе керамики. Это увеличивает стоимость на 3-4%, но предотвращает ситуации как в Норильске в 2022 году.
Когда мы только начинали поставки в РФ через ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент, думали что главное – это климатическое исполнение. Оказалось, важнее совместимость с местными системами мониторинга. Пришлось переделывать шкафы управления под протоколы МЭК 61850 с дублированием на устаревшие интерфейсы.
С кабельными вводами тоже не все просто. Российские производители часто используют конусные муфты другого угла, поэтому мы разработали переходные пластины с регулируемым ходом. Это решение теперь есть в каталоге на tonghao-electric.ru в разделе аксессуаров.
Интересно, что по основная страна покупателя статистике, 70% запросов касается модернизации существующих ячеек, а не новых проектов. Поэтому мы сделали ретрофит-комплекты для замены старых КСО на XGN15 без переделки фундамента.
Сейчас тестируем версию с дистанционным управлением через российские системы типа 'Скада'. Проблема не в железе, а в сертификации ПО – Ростехнадзор требует отдельные испытания для каждого компонента.
Еще планируем локализацию производства некоторых компонентов в РФ. Уже ведем переговоры с заводом в Татарстане по производству изоляторов, но пока их качество нестабильное – последняя партия имела отклонения по диэлектрическим свойствам на 12%.
По опыту, главное для отходящая ячейка высокого напряжения на российском рынке – не технические характеристики, а ремонтопригодность силами местных служб. Поэтому мы постепенно отказываемся от экзотичных материалов в пользу проверенной стали и фарфора, даже если это немного ухудшает массогабаритные показатели.