
Когда слышишь про выкатной элемент с ограничителем перенапряжения производитель, первое, что приходит в голову — это сборные КРУ с кучей проблем по совместимости. Но на деле всё упирается в то, как именно сделана блокировка и куда упирается ролик выкатной части.
В 2021 году мы ставили партию выкатных элементов для КРУ-10 кВ, где ограничитель перенапряжения был закреплён на съёмной панели. Казалось бы, логично — при обслуживании отключил заземляющие ножи и выкатил. Но при тестовых включениях оказалось, что пружины контактных групп слабоваты — после 30 циклов 'выкат-закат' начинался люфт. Причём сам ОПН-10 был нормальный, отечественный, а вот крепёж и контакты — слабое место.
Коллеги с 'Энергомаша' тогда говорили, что это системная проблема — производители часто используют штампованные скобы вместо фрезерованных, экономя на металле. Но если переусердствовать с толщиной, ролик выкатного механизма начинает заедать. Пришлось самим дорабатывать — ставить дополнительные шайбы и менять пружины на более жёсткие.
Кстати, у ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент в каталоге есть интересное решение — у них ограничитель монтируется не на салазках, а на отдельном кронштейне с фиксатором. Мы пока не тестировали, но по чертежам видно, что проблема с люфтом может быть решена за счёт разнесения точек крепления.
Зимой 2022 года на подстанции в Красноярске столкнулись с тем, что при -40°С ограничитель перенапряжения в выкатном элементе не становился на место до щелчка. Причина — изменение геометрии направляющих всего на полмиллиметра, но этого хватило, чтобы контакты недожались. Пришлось экстренно ставить дополнительные нагревательные элементы в шкафы управления.
Сейчас многие производители, включая китайские компании вроде ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент, начали указывать температурный диапазон для выкатных элементов отдельной строкой. Раньше этого не было — считалось, что раз ОПН работает от -60°С, то и вся конструкция должна выдерживать. Но механическая часть — совсем другое дело.
Кстати, их сайт https://www.tonghao-electric.ru показывает хорошую детализацию по климатическим исполнениям — видно, что инженеры думали не только об электрике, но и о механике. Хотя в живую мы их оборудование не монтировали — только знакомились с документацией.
Самая частая проблема — когда монтажники забывают проверить соосность направляющих перед установкой выкатного элемента. Кажется, что пара миллиметров не играет роли, но при включении под нагрузкой возникает вибрация, которая постепенно разбалтывает крепление ОПН. Особенно критично для конструкций с горизонтальным расположением ограничителя.
Однажды видел, как на объекте в Татарстане пытались 'добить' выкатной элемент кувалдой, потому что он не становился на место. В результате — погнутая рама и треснутый изолятор ограничителя. Дорогостоящий ремонт вместо простой регулировки направляющих.
Производители вроде ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент сейчас стали делать направляющие с регулировочными винтами — шаг в правильном направлении. Хотя на старых объектах такие решения не всегда применимы — приходится фрезеровать по месту.
Многие думают, что выкатной элемент с ограничителем перенапряжения производитель — это унифицированное решение. На самом деле тип ограничителя диктует всю механику. Например, если ОПН с разъёмными контактами — нужна одна конструкция салазок, если с болтовыми — другая.
Мы в 2020 году заказали партию выкатных элементов под ОПН-10УХЛ1, но получили конструкцию под ОПН-10П. Разница в габаритах всего 15 мм, но пришлось переделывать крепёжные отверстия непосредственно на объекте. Теперь всегда указываем точную марку ограничителя в спецификации.
На сайте https://www.tonghao-electric.ru видно, что они производят оборудование под разные типы ОПН — это плюс. Особенно учитывая их специализацию на высоковольтных и низковольтных распределительных шкафах — видно, что понимают нюансы совместимости.
Регулярная смазка направляющих — это очевидно, но многие забывают про контактные группы ограничителя перенапряжения. Особенно в конструкциях, где токопроводящие поверхности закрыты кожухами — туда попадает пыль, которая смешивается со смазкой и образует абразивную пасту.
Раз в полгода обязательно нужно проверять усилие затяжки болтовых соединений — вибрация от коммутационных процессов постепенно ослабляет крепление. Заметил, что на выкатных элементах с пружинными шайбами эта проблема менее выражена.
Кстати, в описании оборудования на https://www.tonghao-electric.ru есть рекомендации по периодичности обслуживания — редко кто из производителей так детально прописывает эти моменты. Обычно ограничиваются общими фразами про 'регулярный осмотр'.
Сейчас наблюдается тенденция к интеграции датчиков контроля положения — это позволяет дистанционно отслеживать, полностью ли закатан элемент. Для ограничителей перенапряжения это особенно важно, так как неполное включение может привести к пробою.
Некоторые производители экспериментируют с композитными материалами для направляющих — обещают снижение трения и увеличение срока службы. Но пока массовых решений не видел — только экспериментальные образцы.
Если говорить про ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент — судя по их каталогу, они сосредоточились на традиционных металлических конструкциях, но с улучшенной геометрией направляющих. Возможно, это более практичный подход — меньше рисков при эксплуатации в сложных условиях.