
Вот что сразу скажу – большинство считает, что главное в воздушном выключателе ВА это отключающая способность, а на деле куда важнее как он ведёт себя при неполнофазных режимах. У нас на подстанции 110/10 кВ как-раз стояли ВА-10-20, так вот...
Если брать конкретно воздушный выключатель ВА ранних серий, то там есть нюанс с пневмосистемой – давление в 1,5 МПа держат нормально, а вот при 0,9 уже начинают плакать уплотнители. Причём завод говорит менять раз в 5 лет, а по факту на третьем году уже подтравливать начинает.
Кстати про контакты – серебряное напыление это хорошо, но если коммутируются индуктивные нагрузки (трансформаторы те же), то лучше брать с запасом по току процентов 20. Мы в 2021 году на объекте 'Восточный' ставили ВА-10-40 от ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент, так там как раз учтён этот момент.
Заметил ещё такую вещь – пружинный привод у них работает стабильнее электромагнитного, особенно при температуре ниже -25. Хотя в паспорте у обоих -40 указано.
При установке воздушного выключателя многие забывают про компенсаторы температурные – а зря. Шины медные при нагреве расширяются, и если жёсткое крепление, то со временем в изоляторах трещины появляются.
У ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент кстати в комплекте идут специальные демпферные шайбы, это хорошее решение. Но вот кабельные вводы лучше сразу менять на термостойкие – штатные при токах выше 0,8Iном начинают дуговать.
Ещё момент – регулировка контактов. Если зазор больше 3 мм, будет подгар, если меньше 1,5 – не всегда срабатывает на отключение. Приходится по месту подстраивать, хотя по нормативам вроде как заводская настройка должна быть идеальной.
Самая частая беда – обледенение дугогасительных камер зимой. Особенно когда перепад температур и высокая влажность. Мы пробовали ставить подогрев – помогает, но энергопотребление растёт. Потом перешли на антиобледенительные покрытия, результат получше.
Интересный случай был на подстанции 'Северная' – ВА-10 начал ложные срабатывания выдавать. Оказалось, вибрация от рядом стоящего трансформатора влияет на реле защиты. Пришлось ставить демпфирующие прокладки, хотя в проекте этого не было.
По опыту скажу – диагностику пневмосистемы надо делать чаще, чем в регламенте. Особенно после 1000 операций. Как-то пренебрегли этим, в результате при аварийном отключении воздух не держал – хорошо, резервный выключатель сработал.
Если брать отечественные ВА-10-20 и китайские аналоги от Тунхао Электрикл, то у последних лучше продумана система дугогашения. Но наши надёжнее в арктических условиях – проверено на объектах в Якутии.
Кстати, у ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент в модификациях после 2020 года появилась интересная фишка – встроенный мониторинг износа контактов. Не панацея, но для планирования ремонтов полезно.
По стоимости обслуживания – наши выходят дороже из-за запчастей, но ремонтопригодность выше. Китайские же часто проще заменить целиком, чем ремонтировать.
Сейчас многие переходят на вакуумные выключатели, но для определённых применений воздушный выключатель ВА ещё долго будет актуален. Особенно где важна ремонтопригодность в полевых условиях.
Ждём появления smart-функционала – чтобы можно было дистанционно менять уставки, не вскрывая шкаф. У Тунхао вроде как такие разработки ведутся, но серийных образцов пока не видел.
Лично мне не хватает в современных моделях унификации крепёжных элементов – каждый производитель свои размеры использует. Это усложняет замену и модернизацию.
Главный урок – не экономить на диагностическом оборудовании. Лучше иметь переносной тестер пневмосистемы, чем потом разбираться с последствиями несрабатывания.
При выборе между разными производителями смотрю не на паспортные данные, а на доступность запчастей и ремонтной документации. У того же ООО Аньхой Тунхао Электрикл Эквипмент с этим порядок – техописание подробное, чертежи есть.
И последнее – никогда не доверяйте монтаж выключателей сторонним организациям без своего технадзора. Видел случаи, когда из-за неправильной установки оборудование выходило из строя в первый же год.